«Неистовые модернисты»
Документальный сериал
XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который зачастую становился нормой; век появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко ополчавшихся на укоренившиеся традиции и незыблемые каноны. Одним из направлений в культуре и искусстве конца XIX - начала XX века стал модернизм, характеризующийся уходом от предшествующего исторического опыта художественного творчества вплоть до полного его отрицания. Экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт – множество идейно-художественных течений объединилось под этим понятием. Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Гийом Аполлинер, Анри Матисс, Жан Кокто, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – все они стремились обновить художественные формы.
Документальный сериал «Неистовые модернисты» (16+) – это увлекательный рассказ о творческих победах и неудачах, скандалах и праздниках, любовных приключениях и политических интригах, подвигах и трагедиях в жизни представителей парижской богемы с 1900 по 1945 годы. Фильм был удостоен премии Французского профсоюза кинокритиков.
В конце XIX века на Монмартре появилось общежитие «Бато-Лавуар», где снимали комнаты бедные художники и поэты. В разные годы там проживали Кес ван Донген и Мари Лорансен, Макс Жакоб и Андре Сальмон, Хуан Грис и Амедео Модильяни, Пьер Реверди и Пабло Пикассо. Туда приходили Жорж Брак и Анри Матисс, Жан Кокто и Гийом Аполлинер. Молодые художники и поэты были настолько бедны, что у них часто не было денег, чтобы купить угля для отопления комнаты и еды. Но позже Пикассо вспоминал с ностальгией: «В "Бато-Лавуар", без гроша в кармане, я был действительно знаменитым художником. Не то, что теперь – некое диковинное животное». Общежитие слыло в богемных кругах чем-то вроде «элитного» клуба.
О молодых годах Пабло Пикассо, Гийома Аполлинера, Макса Жакоба и многих других художниках и поэтах речь пойдет в первой серии «Богема. 1900 – 1906 гг.».
Вторая серия. «Банда Пикассо. 1906 – 1916 гг.». Для богемы Монмартра настает период грандиозных перемен, волнений и расставаний. Пабло Пикассо создает революционное произведение – картину «Авиньонские девицы», и вместе с Жоржем Браком разрабатывает новый стиль – кубизм. Гийом Аполлинер начинает жить литературным трудом, оказывается подозреваемым в деле о похищении из Лувра «Джоконды», а с началом Первой мировой войны добровольцем уходит на фронт.
Первая мировая война разлучила бывших обитателей «Бато-Лавуар» – художников и поэтов Монмартра. Одни сражаются на фронте, другие ищут изобразительную форму для своей внутренней драмы. Средоточием творческой жизни становятся знаменитое общежитие «Улей» на Монпарнасе и кафе «Ротонда». В парижском театре ставят скандальную пьесу Аполлинера, а Пикассо пишет на холстах собственную историю. Другие герои третьей серии «Париж – столица мира. 1916 – 1920 гг.» – Марк Шагал, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Хуан Грис, Моисей Кислинг, Жан Кокто, Макс Жакоб.
Со смертью Модильяни и Аполлинера закончилась эпоха богемы Монмартра и Монпарнаса. Прежние творцы модернизма, фовисты и кубисты, отходят в сторону, уступая дорогу новому поколению. Молодежь, вернувшаяся с Первой мировой войны, мечтает о свободе и чувствует, что все бесповоротно изменилось. Рождаются дадаизм и сюрреализм. Герои четвертой серии «Чародеи с Монпарнаса. 1920 – 1930 гг.» – Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Тристан Тцара, Робер Деснос, Поль Элюар, Владимир Маяковский, Ман Рэй, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали.
В период между двумя мировыми войнами политика все глубже проникает в литературу и искусство. Луи Арагон заключает союз с коммунистами, вызывая раскол в стане сюрреалистов. Андре Жид публикует «Возвращение из СССР» и «Поправки к моему «Возвращению из СССР». Андре Мальро сражается за республиканцев в Испании, а Пабло Пикассо пишет «Гернику». Этим событиям посвящена пятая серия «Либертад! 1930 – 1939 гг.».
6-я серия. В начале 1930-х годов подъем фашизма в Европе вынудил представителей творческой и интеллектуальной элиты выбрать свой лагерь. В начале 1940-х годов во Франции, оккупированной гитлеровскими войсками, художникам, поэтам и писателям тоже приходится решать, что делать – сражаться на фронте, участвовать в Сопротивлении, идти на сделку с врагом или попробовать остаться в стороне. О Жан-Поле Сартре, Симоне де Бовуар, Луи Арагоне, Эльзе Триоле, Жане Кокто, Робере Десносе, Максе Жакобе, Сальвадоре Дали, Пабло Пикассо – речь в шестой серии «Полночь в Париже. 1939 – 1945 гг.».